Вал турбокомпрессора
Печать
Просмотров: 3591
Вал турбокомпрессора
Вал турбины это одна из основных частей газовой турбины турбокомпрессора. Он состоит из колеса турбины и собственно вала , соединенных между собой как правило методом трения.
Заготовка колеса турбины изготавливается из жаропрочного сплава на никелевой основе методом литья по выплавляемых моделях. Перед сваркой заготовка колеса торцуется со стороны диска , а в бобышке сверлится небольшое отверстие для лучшей свариваемости с валом.
Заготовка вала изготавливается из высококачественной конструкционной стали 40Х. С одной стороны вал подвергается обработке, а именно сверлится отверстие, равное отверстию в колесе турбины для улучшения свариваемости.
Дальнейшая обработка вала и колеса турбины производится совместно:
протачивается в размер посадочное место под установку газомасляного уплотнения , прорезаются канавки под уплотнительные кольца ( или кольцо ) и тепловая канавка;
калится на установке ТВЧ, а потом шлифуются посадочные места под радиальные подшипники скольжения;
шлифуют поверхность под установку деталей упорного подшипника, втулки газомасляного уплотнения;
нарезается резьба под гайку специальную.
После механической обработки, вал ротора турбины подвергается динамической балансировке на специальном балансировочном станке путем снятия металла с бобышки и тыльной стороне колеса турбины.
В последнее время в некоторых моделях зарубежных турбокомпрессоров применяется керамический вал с колесом или керамическое колесо турбины, соединенное с металлическим валом.
Вал ротора с керамическим колесом турбины имеют ряд преимуществ по сравнению с колесом турбины из никелевого сплава, а именно:
меньшую массу, а значит инерционность , что улучшает характеристики турбокомпрессора;
устойчивость к высокой температуре ( можно работать при температурах до 1100℃);
малый коэффициент температурного расширения, что позволяет уменьшить зазор между корпусом турбины и колесом турбины, а значит повысить коэффициент полезного действия турбины.
Применение керамических материалов имеет и недостатки:
хрупкость, что может привести к разрушению колеса турбины при попадании макрочастиц;
технологические трудности при соединении колеса турбины с валом.
Все эти причины сдерживают применение керамических материалов в турбокомпрессоростроении.
При работе ротор турбокомпрессора подвергается воздействию высоких температур и частоте вращения до 200 000 об/мин., что иногда приводит к поломке турбонагнетатель. Вал турбины пополам – это выход из строя вала по причине нарушения эксплуатации.
Основные поломки при эксплуатации приходятся на масляную систему:
выход из строя масляного насоса;
забиты или изогнуты маслоподводящие трубки, затрудняющие смазку подшипников;
грязный или некачественный масляный фильтр;
грязное или некачественное масло;
несоответствие марки масла, предусмотренного инструкцией по эксплуатации двигателя;
недостаточное количество масла в системе.
Все эти причины приводят к износу подшипникового узла , увеличению зазоров в радиальных подшипниках и увеличению люфта в осевом направлении.